С середины февраля 1941 года в порту Триполи стали выгружаться суда с личным составом и боевой техникой германского Африканского корпуса, который был отправлен Гитлером, чтобы спасти разгромленные англичанами войска итальянского маршала Грациани. Среди множества доставленных морем в Ливию военных машин в какой-то момент (ориентировочно в мае 1941 года) оказался и командирский подвид стандартизованного 901-го кюбеля марки Horch. Вскоре новый автомобиль был закреплён за главнокомандующим немецкими силами в том регионе, генерал-полковником (позже фельдмаршалом) Эрвином Роммелем, заслужившим среди своих солдат и войск противника прозвище Лис Пустыни.

Horch Лиса Пустыни Эрвина Роммеля
Суэц приходит и уходит, а кушать хочется всегда

Объективности ради стоит заметить, что этот безусловно одарённый полководец за два быстротечных года войны в пустыне был замечен в самых разнообразных транспортных средствах, начиная от широко распространённого Horch 901 Kfz.15 и заканчивая разнообразными броневиками, самыми известными из которых были полугусеничный БТР с собственным именем Greif и весьма устрашающего вида трофейный британский автобус AEC. Потому Kommandeurwagen Kfz.21 являлся лишь одной из машин Роммеля.

Не зависящий от марки самой машины сквозной армейский индекс Kfz.21 указывал на привилегированный статус, ведь в этих внедорожниках повышенного комфорта передвигался сугубо высший командный состав вермахта должностью не ниже комдива. Чтобы сделать исходный салон Horch 901 просторнее, избавились от вывешенных побортно запасок-перекатышей с их нишами, место трапециевидных дверок заняли широкие рамочные двери, а сзади оформился полноценный багажник. Также ввиду чрезмерной сложности было решено отказаться от полноуправляемого шасси с поворотными задними колёсами. Иначе говоря, никаких извращений c 4×4х4 — только классика, только 4×4.

На фоне массовых Horch 901 Kfz.15, коих наштамповали совместно с Wanderer и Opel 13 тысяч штук, если не больше, генеральских модификаций с элегантным кузовом от дрезденского ателье Gläser насчитывалось буквально капля в море. В 1940–1942 годах собрали порядка полусотни Horch 901 Typ 40 Kfz.21, из которых до наших дней дожил единственный экземпляр, возивший Лиса Пустыни и имевший меньше всего шансов на то. Ведь автомобиль на фронте не более чем расходник, обречённый рано или поздно быть уничтоженным снарядами или авиабомбами, тем паче штучный Horch, требовавший квалифицированной обслуги и запчастей, и это вдали от фатерлянда с налаженной сетью снабжения. Но нет же, штабной вояка пережил как именитого пассажира, так и фирму-производителя, а попутно и весь заявленный в статусе тысячелетнего Третий Рейх.

Horch Лиса Пустыни Эрвина Роммеля
Нет полной гарантии, что это именно роммелевский автомобиль, однако аналогичный Kfz.21 был сфотографирован во время доставки одного из пленных немецких генералов Африканского корпуса в мае 1943 года

Таким образом, в конце Второй мировой войны оставшийся в Тунисе роммелевский Horch был перевезён неким британским офицером в Кению, где использовался для сафари. Придя к 80-м годам в окончательную негодность, немецкий автомобиль всё же не сгинул на чужбине, а был вывезен в виде кучи металлического лома на родину. После четырёх лет неспешных и кропотливых реставрационных работ в мастерской Розенау в апреле 2006 года раритет с гордостью представили публике на выставке Techno Classica в Эссене, где посетителям представилась уникальная возможность пообщаться лично с бывшим водителем Роммеля с титульной фамилией фон Лейпциг.

Horch Лиса Пустыни Эрвина Роммеля

Родившийся в семье отставного офицера кайзеровского флота лейтенант Гельмут фон Лейпциг после африканской кампании успел повоевать в Европе с Красной армией, завершив боевой путь среди развалин Берлина весной 1945-го, где и был взят в плен. Оттрубив десятилетку в сибирских лагерях, он потом вернулся… нет, не в Германию, а в родную для него Намибию. Там ветеран, возглавляя местное общество немецко-африканской дружбы, прожил у себя на ранчо вплоть до кончины в 2016 году в возрасте 95 лет. По его словам, Роммель всегда рвался на передовую и предпочитал быструю езду, ничуть не смутившись даже тогда, когда они ненароком заехали на минное поле. Schneller von Leipzig, schneller, schneller, schneller! Невзирая на смертельную опасность, это было лучшее время в его жизни, вспоминал много лет спустя старый водитель.

Horch Лиса Пустыни Эрвина Роммеля
Роммель с начштаба Байерляйном и фон Лейпцигом за рулём верного Horch

По одной из версий (а надо помнить, что это военные, которые покрыты тайнами), роковое ранение Эрвина Роммеля в июле 44-го также связано с этой престижной немецкой маркой, а именно с открытым Horch 830 BL с мягким верхом и вполне себе гражданской наружностью. После высадки в Нормандии самолёты союзников охотились буквально за всеми движущимися транспортными средствами на дорогах Франции, но никто из пилотов даже не подозревал, насколько высокопоставленная добыча им попалась на этот раз. В машине ехало четверо офицеров, Роммель сидел спереди. Пулемётная очередь «спитфайра» прошила сидевшего за рулём оберфельдфебеля люфтваффе, «хорьх» потерял управление, вылетел с дороги и перевернулся. В бессознательном состоянии, с критической травмой черепа военачальника, которого обожали немцы, доставили в больницу, с трудом поставили на ноги. А что происходило дальше, многократно описано в исторических трудах.

Восемьдесят лет минуло с той огненной поры. Однако выглядит генеральский кабриолет, как и прежде, молодо и боевито, не в последнюю очередь за счёт внушительного клиренса и «зубастых» покрышек с глубоко нарезанным протектором, чем-то напоминая современные кроссоверы, адаптированные для условий тяжёлого бездорожья. Довершают экспедиционный прикид канистры на подножках, непременная фара-шлем «Нотек» для ночной езды в составе колонны и загадочные тубусы на передних крыльях.

К наружной комплектации машины цилиндрические ёмкости не имеют ни малейшего отношения, поскольку это воздушные фильтры карбюратора 3.8-литрового бензинового V8 отдачей 92 л. с., увязанного с четырёхступенчатой синхронизированной механикой ZF. Так, во всяком случае, объяснил их назначение непосредственно реставратор — dust filter for the carbs. Судя по фото, защиту от зловредного мелкодисперсного песка имел и радиатор.

Между прочим, уже после войны шведы аналогично водрузили корпус обычной легковушки на шасси лёгкого грузовика со всеми ведущими колёсами. Вот так и получился Volvo TP21, который сохранил популярность среди любителей внедорожного экстрима, даже будучи в отставке после армейской службы. Вероятно, это последняя штабная машина в мире, что была скроена по старому, но действенному рецепту.

Источник

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.