Январский блэкаут в энергосети юга Казахстана и Средней Азии привёл к повальному отключению электричества в целом ряде городов региона, что ожидаемо обернулось заторами и хаосом на перекрёстках. Иначе говоря, альтернативы светофорам нет и в обозримом будущем вряд ли предвидится.

Красный свет – дороги нет! Когда появился первый светофор в мире и Казахстане

За появление светофоров следует поблагодарить железнодорожников с их семафорами, идею которых подсмотрел, а затем адаптировал к лондонскому трафику один из тамошних путейцев в 1868 году. А спустя полвека, аккурат перед самым началом Первой мировой войны, в американском Кливленде придумали и первый электрический светофор с интуитивной индикацией: зелёный свет — можно двигаться, красный — стоп.

Безоглядно довериться бездушным устройствам, которые на первых порах не отличались особой надёжностью, было бы явно опрометчиво. Поэтому ещё долго рядом со светофорами дежурили полицейские, которые сперва занимались ручным переключением огней, а затем контролировали процесс работы автоматики. И заведовать приходилось не обязательно фонарями.

Так, в 1912 году в Париже, на пересечении одноимённых улицы и бульвара Монмартр, появился остеклённый киоск, где несла вахту женщина-полицейский. Дама в униформе управляла вращающимся четырёхгранником на крыше с меняющимися в окошке командами «Стоп» (красного цвета) и «Вперёд» (белого). Судя по фотографии, нечто подобное появилось позже и у японцев.

Красный свет – дороги нет! Когда появился первый светофор в мире и Казахстане

В случае выхода светофоров из строя или же с наступлением неблагоприятных погодных условий на помощь, как и сейчас, приходили регулировщики. Обратите внимание: чтобы вынырнувший из густого лондонского смога автомобиль ненароком не задавил бобби-постового, прямо посередине перекрёстка ярким огнём горел факел, питаемый из выдвижной трубы подземной газовой коммуникации.

Красный свет – дороги нет! Когда появился первый светофор в мире и Казахстане

В 1921 году американцы попробовали превратить в живые светофоры самих полисменов, а в колониальных странах дополнили униформу специальными сигнальными плашками, однако эти новомодные идеи просуществовали недолго. Поэтому не требующие перевода сигналы и жесты регулировщика должен знать каждый!

Все тайны сигналов регулировщика мы описывали в отдельной статье. Кто позабыл их значения или готовится обучаться на права, почитайте на досуге.

Красный свет – дороги нет! Когда появился первый светофор в мире и Казахстане

Как правило, городские власти старались защитить от случайного наезда стационарное рабочее место постового на перекрёстке, попутно обеспечив ему какой-никакой комфорт и, главное, хорошую обзорность. Благодарные граждане водили вокруг будки хороводы, а водители несли подарки.

Ответственную работу регулировщика нередко доверяли представительницам прекрасного пола — как в мирное время, так и в годы войны. В мае 1945 года сержант Лида Спивак заступила на пост № 1 в центре поверженной вражеской столицы. «Хозяйку Бранденбургских ворот» знали в лицо не только бойцы Красной Армии, но солдаты союзников, расквартированные в Берлине.

В Казахстане светофор появился лишь в 1938 году, в крупнейшем городе республики, в Алма-Ате, на перекрёстке улиц Красноармейской (ныне Панфилова) и Гоголя. Непосредственным поводом для этого стал ввод в эксплуатацию первой трамвайной линии с 16 остановками годом ранее. Автомобилисты, не имевшие опыта, как надо правильно и безопасно разъезжаться с пассажирскими электровагонами, нередко провоцировали ДТП. Поэтому как самый первый, так и последующие десять алма-атинских светофоров были установлены в местах пересечения улиц с трамвайными путями.

Красный свет – дороги нет! Когда появился первый светофор в мире и Казахстане
Светофор на пересечении Гоголя-Коммунистической (ныне Абылай хана). Предположительно 60-70-е. Изящные алюминиевые полусферы — отголосок аэрокосмизма

Практически все базовые разновидности современных светофоров были разработаны либо в Великобритании, либо в США. Идея подключить компьютер к управлению дорожными потоками родилась там же и была реализована экспериментальным порядком в Денвере в 1952 году. Находящийся в подвале компьютер заведовал 120 городскими светофорами и связанными с ними датчиками обнаружения. Поскольку подходящих для этого камер не существовало в природе, информация о наличии и количестве машин на перекрёстке поступала от нажимных металлических пластин в асфальте, которые реагировали на колёса автомобилей и отправляли соответствующий сигнал в вычислительный центр.

С точки зрения экономики внедрение светофоров не только увеличило эффективность управления дорожными потоками, но ещё изрядно поспособствовало профициту муниципальных бюджетов тех городов, где как грибы после дождя выросли светофорные башни. К примеру, Нью-Йорк смог высвободить пять с половиной тысяч из шести числящихся в 1920-х годах в штате сотрудников дорожной полиции для других, более насущных нужд, что сэкономило 12.5 миллиона долларов. Некоторые из этих построек уцелели до наших дней и теперь считаются объектами культурно-исторического наследия.

Красный свет – дороги нет! Когда появился первый светофор в мире и Казахстане

Кстати, насчёт наследия. Далеко за пределами родины получила известность лондонская инсталляция «Светофорное дерево» авторства французского скульптора Пьера Вивана. Круглосуточно перемигивающийся огнями арт-объект у одной из кольцевых развязок гармонирует с растущими вокруг платановыми деревьями, символизируя собой ритм городской жизни.

Красный свет – дороги нет! Когда появился первый светофор в мире и Казахстане

Как вы понимаете, светофор-горыныч не несёт никакой регулирующей нагрузки и по его огням не стоит ориентироваться для перехода улицы. Чего нельзя сказать о ручной поклаже неандертальца, в которую оправлены светофоры на одном из перекрёстков городка Краби в Таиланде. Несмотря на нетривиальный дизайн, они вполне функциональны и к тому же являются данью памяти прародителям нынешних тайцев, которые когда-то обитали в прибрежных известняковых пещерах.

Несмотря на вроде банальный принцип работы «красный — стой, зелёный — проезжай», светофоры продолжают развиваться, ведь влияют они не только на безопасность на пересекаемых улицах, но и на комфортабельность поездок и экологию города. Неверный расчёт фазы включения сигналов может осложнить трафик в отдельных районах, который в итоге задыхается от пробок. На примере Алматы это хорошо чувствуется.

А между тем в мире системы регулирования движения постоянно совершенствуются, внедряются современные технологии для правильного распределения трафика. Одна из последних новаций экспериментируется в Германии, где в процесс подключён искусственный интеллект. И оценивает он не только загрузку дорог, но и активность пешеходов на перекрёстке.

Источник

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.