Новое тысячелетие в Saab Automobile AB встретили со смешанными чувствами. Компания становилась всё менее шведской, поскольку активно поглощалась концерном General Motors, что сулило приток инвестиций и ревизию довольно скромной модельной линейки. В заводском бюро стайлинга также произошли серьёзные перемены. К всего двум (!) штатным дизайнерам присоединилась интернациональная команда из десяти коллег, среди которых можно упомянуть Михаэля Мауэра, позже прославившегося работой в Porsche. Шеф-дизайнером был назначен выходец из Гонконга Энтони Ло, до карьеры в Saab отмеченный сотрудничеством с Lotus, Audi, Mercedes-Benz, уже после ухода осевший на десять лет в Renault, а ныне являющийся одним из высокопоставленных специалистов Ford.

Как вы понимаете, ни о какой преемственности саабовского дизайна при подобном разношёрстном и не связанном условностями коллективе речи быть не могло. Присущий марке сдержанный и в меру артистичный консерватизм сменился поиском новых идей и направлений развития. Дебютной работой новообразованного Saab Advanced Styling Center стал концепт Saab 9X 2001 года, объединивший в себе возможности как легковой, так и грузопассажирской машины.

Сутью своей Saab 9X являлся коротким, как обрез, сзади двухдверным спортивным универсалом с посадочной формулой 2+2, водружённым на 19-дюймовые колёса. Спаренный с шестиступенчатой механикой алюминиевый трёхлитровый V6 с турбонаддувом выдавал 305 лошадиных сил с 410 Нм крутящего момента, распределённых на все четыре колеса. Чтобы подчеркнуть авиационные корни марки, гнутый лобовик формировал с боковыми и задними стёклами кольцеобразную дугу, что в сочетании с гладкими серебристыми плоскостями кузова воспринималось как кокпит самолёта. Добавьте к этому панорамную крышу из двух стеклянных панелей с электроприводом открывания. Кстати, панели при надобности могли сниматься вручную и убираться в специальные ниши, после чего автомобиль выглядел как классическая тарга.

Не меньше сюрпризов таил в себе багажный отсек номинальной ёмкостью 600 литров при сложенных задних сиденьях. Наличие силовой перемычки по центру корпуса позволило установить выдвигающийся наружу пол с откидным бортиком и дублирующей парой габариток на торце, тем самым расширяя полезное грузовое пространство для перевозки негабаритной поклажи. С демонтажом крыши Saab 9X превращался в стильный пикап, в кузове которого можно было перевезти пару велосипедов стоймя.

Покрой салона с креслами-ковшами был лаконичен, с огромным приборным циферблатом в духе Mini и наклонной центральной консолью, которую в нынешних условиях наверняка украсил бы огромный сенсорный планшет мультимедиа. Оптоволоконная оптика и бесключевое зажигание добавляли футуризма. Напомним, всё это происходило более 20 лет назад.

По окончании работ над макетами в мастерской в Тролльхеттане (на фото рядом с ними можно увидеть Михаэля Мауэра вместе с Энтони Ло) постройку ходового прототипа заказали ателье Bertone, а дебют Saab 9X состоялся осенью 2001 года на франкфуртской IAA. На волне восторженных отзывов публики у директората возникли амбициозные прожекты запустить «сарайчик» с набором сотни за 5.9 секунды в серию, но потом от этой идеи благоразумно отказались. Причины не были озвучены, но, кажется, они ясны и так. Ведь при всех своих возможностях Saab 9X являлся нишевой моделью с высокой себестоимостью и минимальными объёмами выпуска, тогда как в GM делали ставку именно на массовость.

В итоге всё закончилось печально. Концепт был вскоре забыт, равно как и несколько его наследников с тем же индексом. Не сумевшие вывести Saab на глобальную орбиту американцы своими неумелыми стараниями и безжалостной политикой унификации растеряли надёжность шведских машин, насытив их заёмными агрегатами, и десять лет спустя были вынуждены избавиться от убыточного актива. В свою очередь, вступившие во владение осколками шведского бренда китайцы лишь опошлили славное имя, поставив в 60-летней истории легковых Saab жирную точку.

Впрочем, даже в случае гипотетической постановки Saab 9X в мелкосерийное производство совсем не факт, что экзотическая двухдверка обретёт признание и успех. Так, буквально за полгода до премьеры шведской машины за океаном, в Детройте, дебютировала другая смелая штучка — Chrysler Crossfire Concept (между прочим, обратите внимание на их подозрительную похожесть при взгляде спереди). Прикинув все за и против, крайслеровское руководство всё же решилось запустить купе с округлой кормой в серию, что стало ошибкой как в коммерческом плане, так и с точки зрения имиджа, дав повод просвещённым экспертам вроде Джереми Кларксона от души позубоскалить над провальной моделью.

Нереализованные возможности Saab 9X

Источник

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.