В последние годы в Казахстане наблюдается заметный прирост количества китайских автомобильных брендов, предлагающих не грузовики и спецтехнику, а легковушки. Если на слуху был в основном только JAC и время от времени на дорогах мелькали свежие модели Changan, то за последний год добавилось как минимум пять марок: Haval, Great Wall, Chery, Exeed, Bestune, да и Changan взялся расширять своё присутствие.
При этом в иерархии китайских производителей, брендов и их же суббрендов не сразу можно разобраться. Что из себя представляют новые для казахстанцев марки, давно ли они существуют и связаны ли
Chery и Exeed
Chery Automobile появилась на свет более 25 лет назад, в 1996 году, а первые автомобили собственного производства начала выпускать в конце
По поводу произношения названия марки есть разные мнения — вроде как «чери». Однако сами китайцы произносят «чиури». В Казахстане, как и в России, бренды зарегистрированы как «Чери». Так проще запоминается.
С 2001 года компания взялась экспортировать технику за пределы Поднебесной и к

Отметим, сборка Chery велась и на постсоветском пространстве. Так, Запорожский завод, к примеру, даже предлагал модель Chery A13, как ZAZ Forza, а в России Chery делали на «Автоторе» с 2006 по 2008 год и на мощностях ТагАЗа с 2008 по 2014 год.
Первые годы существования закрепили за компанией дурную славу копировальной машины. С начала
Exeed же стал для Chery подобием Lexus для Toyota или Infiniti для Nissan. Суббренд появился в 2018 году и является одним из трёх ответвлений марки Chery, существующих на сегодняшний день.

Первый серийный автомобиль Exeed, кроссовер TXL, презентован в 2019 году. Он, кстати, представлен и на казахстанском рынке, как, прочем, и другие два авто из линейки марки: Exeed LX, основанный на Chery Tiggo 7, и крупный паркетник с индексом VX.
Подробные фото, описание и комплектации с ценами моделей Exeed на рынке Казахстана можно посмотреть в разделе «Новые авто из салона» приложения Kolesa.kz
Отметим, на Exeed у китайцев были достаточно далёкие планы. Машины хотели экспортировать даже в США, о чём было объявлено в феврале 2020 года. Однако выход на крупный зарубежный рынок несколько раз откладывался, а летом 2021 года партнёр Chery в США объявил о банкротстве.
Great Wall и Haval
Как и в случае с Chery и Exeed, китайский Great Wall тесно связан с Haval. Главной в этой парочке является компания Great Wall Motor, основанная в далёком 1984 году. На сегодняшний день она считается восьмым по значимости автопроизводителем Китая с ежегодными продажами около 1.3 млн авто.
Как и ряд других производителей из Поднебесной, Great Wall успела засветиться в череде скандалов, связанных с копированием чужих автомобилей. В списке жертв значатся Fiat Panda, Scion xB, Nissan Frontier, Toyota Ist, Isuzu Axiom и многие другие. В принципе, даже в современных пикапах Pao, к примеру, можно разглядеть сходство с Toyota Tundra.

Тем не менее сейчас Great Wall Motor перешла от воровства дизайна к приобретению и локализации зарекомендовавших себя идей и технологий мировых поставщиков и предлагает свою продукцию не только в Китае, но и в ряде других стран, включая Австралию, ЮАР, Таиланд и Аргентину.
В наших же краях техника Great Wall Motor представлена как под основным брендом Great Wall, реализующим пикапы Wingle 7 и POER, так и дочерним Haval. Под ним в стране продаются кроссоверы Jolion, F7, F7x, Dargo и внедорожник H9, который называют китайским «Прадо» — последние отголоски подражания бестселлерам. Вероятно, в обозримом будущем к Haval и GW присоединится ещё и Tank — премиальная марка концерна, также основанная на выпуске вседорожников.

Кстати, машины Grear Wall и Haval в Казахстан поставляются не из Китая, а с российского завода марки в Туле.
Bestune
Китайский бренд Bestune пришёл в страну буквально недавно, хотя имеет прямую связь с маркой FAW — First Automobile Works, которая представлена в Казахстане больше десяти лет. Основная линейка состояла из коммерческих авто, но в разные годы казахстанский дилер выводил и легковые машины.
К слову, концерн FAW Group — второй по величине автопроизводитель Китая и старейший среди всех остальных: существует с 1953 года. Первый завод FAW был запущен при поддержке Советского Союза, и именно тогда началась история автомобилестроения в стране. Первая машина — грузовик Jiefang, он же
Сейчас в казахстанской линейке Bestune заявлен только кроссовер T77, дебютировавший в 2018 году. Он, к слову, является первой моделью марки в её нынешней ипостаси. С

Под крылом концерна находится не только множество брендов под разного клиента, включая изначально предназначенную строго для элиты Hongqi, но и несколько совместных предприятий с мировыми производителями вроде
Changan
Changan потихоньку продаётся в Казахстане уже не первый год, но громко марка заявила о себе только в августе 2022 года. Ныне существующая в стране линейка состоит из трёх кроссоверов: CS35Plus, CS55 и CS75FL. Вскоре компанию им составит флагман бренда — паркетник

Историю Changan можно отследить с 1892 года, но тогда завод занимался не производством автомобилей, а выпуском различной продукции для военных. Транспортные средства завод начал делать только в 1959 году, когда с конвейера сошёл Changjiang Type 46 — первый массовый китайский внедорожник.

Сейчас Changan входит в четвёрку крупнейших автопроизводителей Китая. Его техника поделена на несколько брендов, кроме того, концерн задействован в совместных предприятиях с Ford и Mazda. Вплоть до 2020 года в Поднебесной существовало СП Changan PSA. Также на заводах «Чангана» производятся автомобили Suzuki.
JAC
Нельзя не упомянуть и о JAC Motors, чьи автомобили не только продаются, но собираются в Казахстане уже более пяти лет. Выпуск коммерческой техники и легковушек JAC налажен в Костанае, причём не только крупно-, но и мелкоузловым методом со сваркой и окраской кузовов.
Свою историю JAC Motors, или Anhui Jianghuai Automobile, начала ещё в середине

Кого ждать в будущем?
Появятся ли на казахстанском рынке какие-то ещё китайские марки? Однозначно да. Вот только какие именно, предсказать сложно. Мы знаем, что вернуться в страну планирует Geely, вместе с ней в будущем может прибыть и суббренд Zeekr, специализирующийся на электромобилях. Также нельзя исключать появления в РК автосалонов марки Hongqi, готовящейся начать продажи в России, и подконтрольного Chery бренда Omoda.

Не стоит забывать и о новоиспечённом бренде Evolute, под которым в РФ хотят выпускать машины концерна Dongfeng, включая электрический паркетник Voyah Free. Да и бывший MG, переродившийся нынче в Roewe, вполне способен ещё раз заглянуть в Казахстан. Отдельно стоит упомянуть и о потенциальном импорте к нам возрождённых «москвичей» с китайскими корнями.
