Автолюбителям из стран с жарким климатом дворники на фарах не нужны априори. И неудивительно, что впервые появились они в Скандинавии, где даже летом дороги обильно поливаются дождями. В 1970 году шведы оснастили ими Saab 99: со стороны радиаторной решётки выдвигалась миниатюрная шваберка и совершала по стеклянной поверхности фар
Извечные коллеги — конкуренты из Volvo не оставили полезное нововведение без внимания и вскоре предложили для «кирпича»
На следующих сериях курьёзный баг пофиксили, изменив механизм поводка щёточки, хотя на «
В 80–
Для фамильных двойных кругляшей 3, 5 и
Кстати, популярная на дворниках схема пантографа иногда приобретала гипертрофированные формы. К сожалению, не можем продемонстрировать вам дворники Jaguar XJS в действии, но даже на фотографии они впечатляют своим размером и основательностью рамы.
Для дорог бывшего СССР, а особенно в межсезонье, очистители фар были даже нужнее, чем шведам и финнам. «Москвичи», «жигули», «нивы», а после и «лады» восьмого семейства обеспечивались дворниками фар, но встретить их можно было в основном на машинах для экспорта. Комплектации туда шли богатые, а в некоторых странах фароочиститель был требованием по закону.
Кстати, по сей день на любой «пятёрке» или «семёрке», неважно для какого рынка выпущенной, можно встретить подготовку под дворники на фары по умолчанию — это чёрные пластиковые ограничители сверху и снизу, которые ровняли щёточку в крайней позиции. А в торце решётки радиатора
Вероятно, самым оригинальным механическим стеклоочистителем следует признать осевые дворники, ставившиеся на ещё одного родича итальянского Fiat 124 — польский Fiat 125p, который выпускался приблизительно в те же годы, что и вазовские «копейки» и «тройки». Установленные на рамке вдоль диаметра фары щётки совершали круговое движение по часовой и против часовой стрелки.
Конструкцию очистителей фар советских машин представительского класса тоже не обойти стороной. Щёточки
Вот у горьковских машин механических очистителей фар замечено не было ни на правительственных «чайках», ни на «волгах». А вместо них — омыватели под давлением. Первые появились на

С возрастом машины система фароочистителей доставляла хлопот в обслуживании, так как носовая часть чаще принимает на себя все невзгоды эксплуатации. Форсунки выходили из строя, прокладки текли, и со стороны казалось, что автомобиль плачет навзрыд. Жалкое зрелище.
При всей своей несомненной полезности дворники на фарах окончательно покинули автопром к середине нулевых. Поводов для этого было немало — криволинейная форма сузившихся фар сократила площадь очищаемого участка, а становившийся всё более распространённым поликарбонат был более чувствителен к механическому воздействию в отличие от стекла. В придачу к выступающим деталям на передке неодобрительно относились авторы нормативов пассивной безопасности, ведь они могут нанести дополнительные увечья пешеходам в случае наезда. Поэтому ныне в ответе за яркость светового луча при интенсивных осадках те самые выдвижные форсунки, подающие омывайку под большим давлением, к эффективности работы которых до сих пор остаётся немало претензий,
А у вас был автомобиль с дворниками на фарах? Поделитесь своим опытом!