Автолюбителям из стран с жарким климатом дворники на фарах не нужны априори. И неудивительно, что впервые появились они в Скандинавии, где даже летом дороги обильно поливаются дождями. В 1970 году шведы оснастили ими Saab 99: со стороны радиаторной решётки выдвигалась миниатюрная шваберка и совершала по стеклянной поверхности фар возвратно-поступательные движения, а из жиклёра выше подавалась вода. Милое зрелище, будто гномик под капотом машины старательно исполнял порученную водителем работу.

Извечные коллеги — конкуренты из Volvo не оставили полезное нововведение без внимания и вскоре предложили для «кирпича» 240-й серии автоматизированные стеклоочистители фар — уменьшенную копию дворников на лобовом стекле с таким же алгоритмом. Но получилось грубо. Чтобы очистить довольно широкую прямоугольную фару, размер щётки сделали настолько с запасом, что ритмическую деятельность дуэта можно было наблюдать прямо из салона.

На следующих сериях курьёзный баг пофиксили, изменив механизм поводка щёточки, хотя на «850-й» из-за узкой фары конструктивная нелепость повторялась. Последующие поколения «вольво» конца 90-х и начала нулевых: S80, S60, V70 и иже с ними — оснащались уже аккуратными небольшими толстенькими дворничками, описывавшими дугу почти в 180 градусов. Правда, к тому времени весь остальной мир уже спешил отказаться от этих конструкций. Точнее европейские автопроизводители, поскольку в Японии и США изобретение не прижилось.

В 80–90-е годы можно было увидеть самые разнообразные конструкции по очистке фар от грязи. В частности, Mercedes-Benz обеспечивал легковые модели, от W116 по W140 включительно, угловыми дворничками.

Для фамильных двойных кругляшей 3, 5 и 7-й серий в BMW придумали изящную конструкцию, обходившуюся одним электромотором на две фары и приводившую в действие V-образный дворник с гибкими резиновыми щётками. Качество работы радовало водителя до тех пор, разумеется, пока от чрезмерного напряжения кромки щёток не начинали разрушаться.

Кстати, популярная на дворниках схема пантографа иногда приобретала гипертрофированные формы. К сожалению, не можем продемонстрировать вам дворники Jaguar XJS в действии, но даже на фотографии они впечатляют своим размером и основательностью рамы.

Щётки на фарах: полезная опция и инженерные уловки, которых не стало

Rolls-Royce тоже не обошёл проблему загрязнения фар машин, и щётка для сдвоенных фар люксовых седанов Silver Shadow II была именно щёткой в прямом смысле слова, т. е. ворсистой!

Щётки на фарах: полезная опция и инженерные уловки, которых не стало

Для дорог бывшего СССР, а особенно в межсезонье, очистители фар были даже нужнее, чем шведам и финнам. «Москвичи», «жигули», «нивы», а после и «лады» восьмого семейства обеспечивались дворниками фар, но встретить их можно было в основном на машинах для экспорта. Комплектации туда шли богатые, а в некоторых странах фароочиститель был требованием по закону.

Ноль-первые «жигули» с щёточками на фарах действительно не встретишь в наших краях, а вот в Финляндии — пожалуйста. На внутренний рынок машины с такой опцией попадали в порядке исключения и в ходе реэкспорта в начале 90-х, что являлось поводом похвастаться перед обладателями массовых модификаций. Сейчас же найти ВАЗ не то что с функционабельными, но с дворниками на фарах вообще, практически невозможно. Поэтому если они сохранились, то люди стараются поддерживать их в рабочем состоянии.

Кстати, по сей день на любой «пятёрке» или «семёрке», неважно для какого рынка выпущенной, можно встретить подготовку под дворники на фары по умолчанию — это чёрные пластиковые ограничители сверху и снизу, которые ровняли щёточку в крайней позиции. А в торце решётки радиатора ВАЗ-2107, справа и слева, предусмотрено «окошко» под поводок фароочистителя.

Щётки на фарах: полезная опция и инженерные уловки, которых не стало

Вероятно, самым оригинальным механическим стеклоочистителем следует признать осевые дворники, ставившиеся на ещё одного родича итальянского Fiat 124 — польский Fiat 125p, который выпускался приблизительно в те же годы, что и вазовские «копейки» и «тройки». Установленные на рамке вдоль диаметра фары щётки совершали круговое движение по часовой и против часовой стрелки.

Конструкцию очистителей фар советских машин представительского класса тоже не обойти стороной. Щёточки ЗиЛ-4104, можно сказать, копируют бээмвэшные, а модернизированный лимузин с прямоугольными фарами (41047) имел уже привычный классический алгоритм и четыре маленьких дворника на передке.

Щётки на фарах: полезная опция и инженерные уловки, которых не стало

Вот у горьковских машин механических очистителей фар замечено не было ни на правительственных «чайках», ни на «волгах». А вместо них — омыватели под давлением. Первые появились на ГАЗ-14 ещё в 70-х, а следом и на ГАЗ-3102 в 1981-м.

Щётки на фарах: полезная опция и инженерные уловки, которых не стало
Омыватели “Волгам” были положены только “акулам” 3102 и ставили вплоть до конца их производства в 2008-м. Другие итерации — ГАЗ-31029, 3110 и 31105 уже обходились без них

С возрастом машины система фароочистителей доставляла хлопот в обслуживании, так как носовая часть чаще принимает на себя все невзгоды эксплуатации. Форсунки выходили из строя, прокладки текли, и со стороны казалось, что автомобиль плачет навзрыд. Жалкое зрелище.

При всей своей несомненной полезности дворники на фарах окончательно покинули автопром к середине нулевых. Поводов для этого было немало — криволинейная форма сузившихся фар сократила площадь очищаемого участка, а становившийся всё более распространённым поликарбонат был более чувствителен к механическому воздействию в отличие от стекла. В придачу к выступающим деталям на передке неодобрительно относились авторы нормативов пассивной безопасности, ведь они могут нанести дополнительные увечья пешеходам в случае наезда. Поэтому ныне в ответе за яркость светового луча при интенсивных осадках те самые выдвижные форсунки, подающие омывайку под большим давлением, к эффективности работы которых до сих пор остаётся немало претензий, из-за чего водителям приходится отключать её и делать всё по старинке: тряпочкой вручную.

А у вас был автомобиль с дворниками на фарах? Поделитесь своим опытом!

Источник

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.