Как следует проверять на стационарных и передвижных экопостах выбросы от легковых авто, грузовиков, автобусов и мотоциклов в Казахстане, в отдельном документе прописали впервые. Изначально сотрудники экопостов, «нюхая» выхлоп авто, должны руководствоваться техрегламентом и стандартами, к примеру действующим СТ РК
Как будут проводиться замеры
В документе говорится, что выхлоп от новых авто с пробегом менее 3 000 км не исследуется. Перед проверкой двигатель машины должен быть прогрет не менее чем до 60 °C (по штатному датчику автотранспортного средства). Замерять токсичность бензиновых и газовых авто на экопостах обязаны на минимальных оборотах, то есть на холостом ходу. В случае с комбинированными движками (газ/бензин) — на каждом виде топлива отдельно. За результат измерения принимают максимальные значения.
Измерение дымности дизельных авто проводится в режиме свободного ускорения. При работе двигателя в режиме холостого хода на минимальных частотах вращения коленчатого вала равномерно перемещается педаль за
Какие требования к выхлопу
Нормы содержания монооксида углерода (СО), углеводородов (СН) в отработавших газах бензиновых и газовых авто разработчики алматинских правил взяли из стандарта СТ РК
Категории и комплектация тс | Обороты двигателя | СО, объёмная доля, % | СН, объёмная доля, |
M и N, не оснащённые системами нейтрализации отработавших газов | мин | 3.5 | 1200 |
M и N, |
мин | 0.5 | 400 |
M и N, |
мин | 0.3 | 100 |
L, не оснащённые системами нейтрализации отработавших газов | мин | 4.5 |
При этом в таблицу
Нормы дымности дизельных авто, учитываемые при замерах, достаточно просты.
Тип двигателя и экологический класс | Коэффициент k, |
Без наддува, от |
2.5 |
С наддувом, от |
3.0 |
Евро-4 и выше | 1.5 |
Экологический класс автомобилей будут сверять по следующей таблице:
Как накажут за превышение норм выхлопа
Частных владельцев автомобилей-коптилок по статье 334 КоАП РК на первый раз будут предупреждать либо штрафовать на 10 МРП (34 500 тенге в 2023 году). Правда, в каких случаях погрозят пальцем, а в каких залезут в кошелёк, КоАП уточнения не даёт. Наверное, по настроению инспектора? Юридическим лицам за это же прегрешение придётся отдать все 100 МРП (345 000 тенге в 2023 году).
В случае повторного попадания с таким же нарушением в течение года штраф удвоится до 20 и 200 МРП соответственно. При этом с машины снимут госномера и вернут их только после расчёта с государством и устранения неисправности. То есть настройки или ремонта двигателя. Подтверждать, что выхлопные газы соответствуют норме, придётся
А что в новых правилах не так?
Документ получился достаточно ёмким, охватывающим все этапы проверки, но всё же, несмотря на то что правила рассматривали акиматовские юристы последние полгода, в них проскочили спорные моменты.
Так, в правилах говорится, цитируем: «…атмосферные условия (температура окружающего воздуха, атмосферное давление, относительная влажность) в месте расположения прибора при проведении измерений определяются эксплуатационными характеристиками применяемых приборов. При атмосферном давлении ниже 86.6 килопаскаля (650 миллиметров ртутного столба) до 80 килопаскалей (600 миллиметров ртутного столба), в горных условиях применяется коэффициент повышения норм, равный К = 1.1». Между тем в стандарте СТ РК
Иными словами, в сильный мороз или в
С ошибкой в правилах, кстати. указали и экологические классы автомобилей. Сравните с таблицей в существующем стандарте:
На этот момент, кстати, водителям можно указывать, если их машины пытаются проверить, скажем так, не совсем законным образом. Ведь результаты замеров могут быть некорректными и чаще всего не в пользу автовладельца.
О выявленных нами несоответствиях мы сообщили представителям Управления зелёной экономики алматинского акимата, разрабатывавшего правила. Экологи пообещали нам, что передадут замечания своему юристу и обязательно сообщат результаты.