Как следует проверять на стационарных и передвижных экопостах выбросы от легковых авто, грузовиков, автобусов и мотоциклов в Казахстане, в отдельном документе прописали впервые. Изначально сотрудники экопостов, «нюхая» выхлоп авто, должны руководствоваться техрегламентом и стандартами, к примеру действующим СТ РК 1433-2017. Но власти южной столицы решили придумать собственные правила по осуществлению замеров выбросов от автомобильных транспортных средств, сформированные на основе уже действующих технических документов. Проверять машины и «байки» по новым правилам начнут уже с 28 февраля 2023 года — в этот день они вступят в силу.

Как будут проводиться замеры

В документе говорится, что выхлоп от новых авто с пробегом менее 3 000 км не исследуется. Перед проверкой двигатель машины должен быть прогрет не менее чем до 60 °C (по штатному датчику автотранспортного средства). Замерять токсичность бензиновых и газовых авто на экопостах обязаны на минимальных оборотах, то есть на холостом ходу. В случае с комбинированными движками (газ/бензин) — на каждом виде топлива отдельно. За результат измерения принимают максимальные значения.

Измерение дымности дизельных авто проводится в режиме свободного ускорения. При работе двигателя в режиме холостого хода на минимальных частотах вращения коленчатого вала равномерно перемещается педаль за 0.5-1 секунду до упора. Держится педаль в этом положении 2-3 секунды. После отображения результатов первого замера на датчике приборного блока и готовности измерителя дымности к следующему измерению приступают к выполнению следующего цикла. Циклы свободного ускорения повторяются не менее шести раз, и в результате регистрируется среднеарифметическое значение дымности четырёх последних измерений.

Какие требования к выхлопу

Нормы содержания монооксида углерода (СО), углеводородов (СН) в отработавших газах бензиновых и газовых авто разработчики алматинских правил взяли из стандарта СТ РК 1433-2017.

Категории и комплектация тс Обороты двигателя СО, объёмная доля, % СН, объёмная доля, млн-1
M и N, не оснащённые системами нейтрализации отработавших газов мин 3.5 1200
M и N, Eвро-2 и ниже, оснащённые системами нейтрализации отработавших газов мин 0.5 400
M и N, Eвро-3 и выше, оснащённые системами нейтрализации отработавших газов мин 0.3 100
L, не оснащённые системами нейтрализации отработавших газов мин 4.5  

При этом в таблицу почему-то не вошли автомобили, старше 1986 года выпуска. Согласны, на дорогах их осталось очень мало, но по стандарту для них допускалось содержание СО в выхлопе 4.5. И если «старичков» проверять как обычные машины, не оснащённые системами нейтрализации (первая строчка таблицы), результаты замеров будут явно не в их пользу. В то время как стандарт СТ РК 1433-2017 чадить на 4.5 % автомобилям почтенного возраста позволяет.

Нормы дымности дизельных авто, учитываемые при замерах, достаточно просты.

Тип двигателя и экологический класс Коэффициент k, м-1
Без наддува, от Евро-3 и ниже 2.5
С наддувом, от Евро-3 и ниже 3.0
Евро-4 и выше 1.5

Экологический класс автомобилей будут сверять по следующей таблице:

Собственные правила замера выхлопа автомобилей приняли в Алматы

Как накажут за превышение норм выхлопа

Частных владельцев автомобилей-коптилок по статье 334 КоАП РК на первый раз будут предупреждать либо штрафовать на 10 МРП (34 500 тенге в 2023 году). Правда, в каких случаях погрозят пальцем, а в каких залезут в кошелёк, КоАП уточнения не даёт. Наверное, по настроению инспектора? Юридическим лицам за это же прегрешение придётся отдать все 100 МРП (345 000 тенге в 2023 году).

В случае повторного попадания с таким же нарушением в течение года штраф удвоится до 20 и 200 МРП соответственно. При этом с машины снимут госномера и вернут их только после расчёта с государством и устранения неисправности. То есть настройки или ремонта двигателя. Подтверждать, что выхлопные газы соответствуют норме, придётся опять-таки на экопосту.

А что в новых правилах не так?

Документ получился достаточно ёмким, охватывающим все этапы проверки, но всё же, несмотря на то что правила рассматривали акиматовские юристы последние полгода, в них проскочили спорные моменты.

Так, в правилах говорится, цитируем: «…атмосферные условия (температура окружающего воздуха, атмосферное давление, относительная влажность) в месте расположения прибора при проведении измерений определяются эксплуатационными характеристиками применяемых приборов. При атмосферном давлении ниже 86.6 килопаскаля (650 миллиметров ртутного столба) до 80 килопаскалей (600 миллиметров ртутного столба), в горных условиях применяется коэффициент повышения норм, равный К = 1.1». Между тем в стандарте СТ РК 1433-2017, на который опираются новые правила, чёрным по белому написано, что температура воздуха при проведении замеров должна быть от минус 7 °C до плюс 35 °C. А атмосферное давление не ниже 92 килопаскалей (690 миллиметров ртутного столба).

Иными словами, в сильный мороз или в 40-градусную жару проверять выхлоп от автомобилей нельзя, а из правил этот момент исключён. А атмосферное давление 690 миллиметров ртутного столба 20 февраля в Алматы было зарегистрировано только на уровне проспекта Абая, где расположена метеостанция. И чем ближе к горам, к примеру на улице Жандосова, тем давление становилось ниже. То есть замеры в верхней части города по стандарту сегодня были бы запрещены даже при благоприятной для теста температуре. И никакие коэффициенты, внезапно появившиеся в правилах, тут бы не сработали. Ведь правила, согласно закону «О правовых актах», по иерархии ниже, чем стандарты и техрегламенты.

С ошибкой в правилах, кстати. указали и экологические классы автомобилей. Сравните с таблицей в существующем стандарте:

Собственные правила замера выхлопа автомобилей приняли в Алматы

На этот момент, кстати, водителям можно указывать, если их машины пытаются проверить, скажем так, не совсем законным образом. Ведь результаты замеров могут быть некорректными и чаще всего не в пользу автовладельца.

О выявленных нами несоответствиях мы сообщили представителям Управления зелёной экономики алматинского акимата, разрабатывавшего правила. Экологи пообещали нам, что передадут замечания своему юристу и обязательно сообщат результаты.

Источник

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.