Зимой 2000/01 года и без того разномастный парк общественного транспорта Алматы пополнился троллейбусами из далёкой Португалии. Одновагонные и сочленённые машины марки Caetano Efacec прибыли из приморского города Порту, муниципалитет которого решил закрыть троллейбусное движение, а подвижной состав распродать. Потому акимат Алматы, тогда под руководством Храпунова, и решил воспользоваться представившейся возможностью, тем более что подержанные машины обошлись кратно дешевле новых.

Довольно простые и грубо выглядящие снаружи Caetano Efacec делались штучным образом с 1983 по 1986 год двумя португальскими фирмами. Salvador Caetano производила шасси и кузова с их окончательной сборкой, тогда как Efacec поставляла для них немецкое лицензионное электрооборудование. Все эти троллейбусы работали исключительно в двух городах страны: Порту и Коимбре — причём на улицах последнего их можно было видеть как минимум до 2020 года, пока не заменили современными импортными аналогами.

Троллейбусы IX легиона* в Алматы
Caetano Efacec UEC 25 на улицах Коимбры

В Алматы было доставлено 14 двухосных Caetano Efacec UEC 25 и 10 сочленённых трёхосных Caetano Efacec UEG 41, т. е. практически весь троллейбусный парк Порту, которые по прибытии сменили свои бортномера и бело-красную окраску на бежево-жёлтую. «Коротыши» на 84 места (32 сидячих и 52 стоячих) комплектовались электродвигателем мощностью 131 кВт, «гармошки» имели более производительный мотор в 209 кВт. Что было немаловажно для алматинских условий с довольно частыми падениями напряжения и обрывами контактной сети, «португальцы», помимо основного, электрического, имели также вспомогательный тяговый дизель Hatz в корме мощностью 50 кВт. Поэтому наблюдать тарахтящий и чадящий клубами чёрного дыма троллейбус с опущенными штангами было отнюдь не редкостью. Лишившийся внешнего источника электроэнергии, он продолжал как ни в чём не бывало двигаться дальше по маршруту, тогда как ЗиУ и «шкоды» такой возможности, конечно, не имели. Недосягаемая мечта и для нынешних китайских низкопольников Neoplan Young Man, кстати, резервные аккумуляторы которых сдохли буквально через несколько лет после их покупки.

Осенью 2020 года редакция Kolesa.kz сняла репортаж о водителе троллейбуса в Алматы и сделала небольшой обзор парка.

У алматинцев португальская экзотика оставила после себя неоднозначные впечатления. Пассажирам было неудобно забираться по высоким ступенькам, а чрезмерно жёсткая подвеска, рассчитанная на экстремальную эксплуатацию по мощёным дорогам, делала езду некомфортной и трясучей. Не предусматривавшийся конструктивно к отключению компрессор воздушного охлаждения обеспечивал дополнительный нагрев салона в летнюю жару. Зимой же его тепла явно не хватало, оттого водители и ставили самодельные печки-калориферы. При этом запас прочности этих машин, согласно свидетельствам ремонтников, был просто запредельный.

С учётом того что запчастей к импортным троллейбусам не было и не ожидалось в принципе, по мере износа выбывшие из строя экземпляры превращались в источник необходимых деталей для действующих собратьев. Н-да, на дворе 2022 год, а подход к обслуживанию общественного транспорта в Алматы почти не изменился — современные автобусы переживают то же самое.

«Каннибализма» хватило на полноценную пятилетку трудовой деятельности Caetano Efacec в Алматы (у себя на родине они проработали втрое дольше), после чего их карьера в Казахстане завершилась окончательно. Хотя ещё долгое время крепкие жёлтые кабинки можно было видеть в качестве бытовок и даже диспетчерской на конечной 2-го маршрута. Помните такой?

*IX легион — крупное воинское формирование Древнего Рима, которое было отправлено к варварам в Британию в 43 году н. э., после чего его судьба оказалась покрыта мраком тайны.

Источник

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.